Не смотря на все изменения в образовании, методики никто не отменял. Размещаю эту страницу для студентов и слушателей курсов повышения квалификации, у которых я читаю лекции. Надеюсь, что будет полезно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Иногда, в погоне за инновациями, мы забываем то, что было выработано многими годами и поколениями педагогов, что было проверено и подтверждено учеными, основано на детской анатомии, физиологии и психологии.
Предлагаю начать с педагогики.
Семинар Основные педагогические концепции
Презентация Основные педагогические концепции
Основные педагогические понятия
Рекомендую ознакомиться Сидоров С.В.Теоретическая педагогика
На просторах интернета нашла хорошую схему о характеристиках и свойствах педагогического процесса (интернет-источник http://txtb.ru/82/14.html)
Схема Структура педагогического процесса (интернет-источник http://www.studfiles.ru/preview/5178509/page:7/)
Наиболее актуальная тема для работников дошкольного образования - это введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Думаю каждый педагог задает себе вопрос - что должно измениться в моей практике?
На мой взгляд, изменения, в первую очередь, должны коснуться взаимодействия детей и педагогов. Дети - не марионетки в руках педагога, они проявляют свои желания, инициативы, интересы. А педагоги поддерживают эти интересы и выстраивают на этой основе воспитательно-образовательный процесс.
Задача методиста на данном этапе - помочь педагогам выработать свой подход, свое собственное видение, отвечающее логике ФГОС ДО. Эти изменения вызревают постепенно - не может человек в одночасье поменять свое мировоззрение. Основой изменений может стать глубокий анализ собственной профессиональной деятельности, педагогическая рефлексия, на основе которой выстраивается индивидуальная программа развития профессиональной педагогической компетентности педагогов.
Предлагаю ознакомиться с докладом, в котором представлен анализ деятельности дошкольных учреждений ЗАТО Северск по переходу на ФГОС ДО. Август 2015 г.
Доклад по введению ФГОС ДО в ДОУ Северска
Презентация
Статья "Переход педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми в соответствии с ФГОС ДО"
В предлагаемом материале рассматривается один из принципов личностно-ориентированного подхода применительно к работе педагога дошкольного учреждения. Личностно-ориентированный подход больше разработан в отношении детей школьного возраста, поэтому возникает много вопросов - как этот подход реализовать с детьми дошкольниками?
Презентация Личностно-ориентированный подход
Принцип педагогической поддержки очень хорошо иллюстрирует известный мультфильм "Крошка Енот"
"Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку." Подробнее
Презентация Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста.
Видеозанятие
Карта для анализа занятия
Еще одно занятие, правда, ему уже несколько лет. Однако приемы, используемые педагогом не потеряли своей актуальности.
Занятие по математике с использованием ИКТ "Поможем Буратино"
В конспекте предусмотрены разные варианты развития событий, в зависимости от выбора детей. Однако при любом варианте, педагог решает задачи по формированию математических представлений.
Видео
Теории и технологии развития математических представлений дошкольников Текст
Концепция развития математического образования в РФ